Буллинг в школе — что это такое и как с ним бороться

Места

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Метаанализ показал, что в традиционный буллинг в мире вовлечены 35% школьников (в качестве как инициаторов, так и жертв) и 15% — в киберагрессию.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

В ходе опроса большинство (82%) немецких педагогов сочли уместными «принудительные дисциплинарные воздействия и апелляцию к собственному авторитету». Похожая ситуация в Великобритании, Финляндии и США. Всесторонняя работа — не только с агрессорами, но и с жертвами, классом в целом — встречается нечасто.

Запрещенные приемы: прессинг, унижения, запугивания

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться

Между тем, силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.

Агрессия не снижается, поскольку подростки воспроизводят «репрессивное» поведение «значимых других»: учителей и родителей. Не случайно одно из исследований показало, что склонность педагога к прессингу служит предиктором — предсказывает — распространенность травли. К тому же школьники воспринимают учителей как людей, не готовых помочь.

Возмущение действиями педагога, накопленная агрессия могут потом «сдетонировать», что и происходит в случаях нападений на школы.

Булли (агрессор) так и не осознает, какой вред нанес жертве и что она действительно страдает.

Результаты дисциплинарных мер обычно кратковременны. Агрессор нередко переходит на скрытые формы травли, которые могут быть даже более разрушительны. Ведь взрослые о них вообще не узнают и точно не помогут жертве.

Психологическое давление в виде чрезмерного контроля и запугивания подростков тоже крайне неконструктивно. Так, эстонский проект выявил, как педагоги, действуя на «болевые точки» — унижая подростков, фактически провоцировали их нападки на окружающих.

Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу.

«Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников. Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова.

Причины и мотивы буллинга

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться

Буллинг является попыткой самоутвердиться. К причинам агрессивного поведения и травли участника коллектива относится:

  • демонстрация своего преимущества;
  • привлечение общего внимания;
  • утаивание своей неуверенности;
  • удовлетворение потребности во власти;
  • насилие в семье;
  • отсутствие лидерской позиции у учителя;
  • негативное влияние телепередач.

Эмоциональное напряжение в семье, между учениками и учителями выплёскивается в неадекватное поведение, негативно отражается на более слабой личности.

Основная агрессия исходит от детей, которые имеют больше предпосылок к развитию буллингового поведения. Их объединяют одинаковые качества:

  • родительское равнодушие;
  • отсутствие заботы и любви в семье;
  • незнание основ морали;
  • отсутствие запретов;
  • неумение выстраивать отношения с ровесниками;
  • желание власти.

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;
  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
  • самоутверждение в коллективе;
  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Травмы от бездействия

Российские педагоги, по данным исследований, имеют довольно точные представления о подростковом буллинге. Но на практике часто действуют бессистемно либо занимают позицию наблюдателя. Невмешательство педагогов также характерно для школ США и Австралии. Большинство американских семей сталкиваются с отпором со стороны школьной администрации, когда требуют принять меры против травли. Им советуют просто перевести ребенка в другую школу.

Невмешательство в подростковый конфликт ведет к опасным последствиям. Жертва убеждается в своей беззащитности. Падает ее самооценка, растет риск депрессии и суицида. По сути, это травма на всю жизнь. А агрессор, чувствуя безнаказанность, привыкает и дальше действовать силой.

Эффективно снижают буллинг лишь системные действия на разных уровнях, подчеркивают исследователи.

На уровне страны — программы предотвращения травли.

В школах в целом — создание безопасного и дружественного к детям психологического климата. Это такая экосистема, в которой между педагогами и учениками, а также внутри класса есть доверие, а школьники чувствуют принадлежность к коллективу. Это помогает и в социализации, и учебе.

В межличностных взаимоотношениях между отдельными членами коллектива.

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

Жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Агрессию нужно останавливать независимо от того, на кого она направлена. Проблема ухудшается тем, что о ней почти все знают, но не реагируют, воспринимают как особенность развития детей. Это даёт возможность детям и подросткам продолжать такую модель поведения, принимая за норму.

Так буллинг отражает состояние нашего общества, передаётся через поколение. Если не удаётся глобально бороться с этой проблемой, то получится откорректировать её в каждом частном случае. Как же бороться с буллингом в школе?

Советы учителям

Проще справиться с агрессивным поведением детей в начальных классах. У подростков моральные принципы уже сформировались, повлиять на них трудно. Взрослые с их авторитетом отходят на второй план. Большое значение играет лидер в группе.

Если элемент агрессии по отношению к ученику проявляется на уроке, учителю следует остановить занятие, начать беседу о недопустимости такого поведения. Нельзя игнорировать буллинг и вести урок дальше — дети будут воспринимать это, как знак одобрения. Школа должна не только учить, но и воспитывать, тем более, если нужно немедленно прекратить агрессию.

Еще по теме  Акаба лучшего места не найти

Обязательно нужно привлекать авторитетных педагогов или взрослых для разговоров с детьми. Ученики должны внутренне уважать этого человека, тогда прислушаются к его словам. В ходе беседы следует всё называть своими словами. Подростки уважают прямоту. Упор стоит делать на то, что травля, гнобление человека – это проблема класса, а не этого ученика. Насилие заполняет души агрессоров. С ним они пойдут по жизни и всё привыкнут решать только таким образом.

Нелишним будет позвать психолога. Он проведёт с классом специальные психологические игры, которые помогут ученикам почувствовать себя в разных ролях. Это поможет осознать глубину проблемы, так как не всегда дети понимают, какую эмоциональную травму они наносят своим одноклассникам.

Cоветы родителям

Часто дети не рассказывают об агрессии со стороны одноклассников или старших учеников. Если ваш ребёнок пришёл с жалобой, отнеситесь с пониманием, не ругайтесь — второй раз он может не обратиться.

Родители тоже могут чувствовать себя виноватыми, испытывать страх, бессилие, поэтому вместо сочувствия начинают обвинять, говорить: «Сам виноват!», «Почему не дал сдачи?». Важно помнить, что жертвой буллинга может стать каждый человек, ребёнок в этом не виноват.

Родители вселяют уверенность в ребёнка, могут научить его действиям по преодолению буллинга. Для установления доверительных отношений можно включать в диалог такие фразы:

  • «Хорошо, что ты рассказал мне об этом» — доказывает, что его проблемы вас волнуют;
  • «Сожалею, что с тобой это случилось» — вы его любите, разделяете чувства;
  • «Я тебе верю» — даёт понять, что вместе можно справиться;
  • «В этом ты не виноват» — многие ребята оказывались в таких ситуациях;
  • «Я тебя люблю и сделаю так, чтобы тебе ничего не угрожало» — он под защитой, есть надежда на справедливость.

Полезно будет повышать самооценку ребёнка, научить его ходить с расправленными плечами, говорить громким голосом, рассказать о неагрессивных мерах решения конфликта, найти друзей, записать в спортивную секцию. Можно приглашать одноклассников в гости, наладить общение с родителями, совместно посещать внешкольные мероприятия. Если не получается выявить причину агрессии, можно поговорить с учителем, пообщаться с психологом.

Ребёнок из-за возраста не может противостоять буллингу. Это должны делать взрослые. Но поведение тоже надо поменять, чтобы не притягивать к себе агрессивное поведение:

  • Укреплять самооценку. Это должно выражаться даже внешне в походке, осанке, взгляде. Полезно тренироваться перед зеркалом. Агрессоры часто выбирают неуверенных в себе людей.
  • Игнорировать обидчика. Для буллеров важно получить внимание. Если они не получают такой реакции, то переключаются на другого человека. Это не трусость. Ответная агрессия только запустит цепную реакцию оскорблений. Лучше попробовать игнорировать несколько дней или неделю и посмотреть на результат.
  • Хорошо найти поддержку. Преимущество будет в численности. Нужно чаще находиться с друзьями на переменах, после уроков. Если распускают сплетни, то друзья не поверят им. В присутствии товарищей задирать вряд ли посмеют.
  • Полезно постоянно расширять круг общения, знакомиться с новыми людьми. Нужно искать друзей по интересам, ходить в спортивные секции.
  • Важно рассказывать о проблемах взрослым. Это может быть друг, родители, родственник, которому доверяешь, психологу. Так легче справиться с отчаянием. Не нужно бояться психологов. Это специалисты, которые научат правильно контролировать свои чувства. Это только кажется, что легко можно самостоятельно справиться с собственными мыслями, страхами. Это сложный процесс, который даёт осложнения в виде настоящих болезней внутренних органов.
  • Нужно учиться постоять за себя. Дома можно подготовить несколько вариантов ответов в случае нападения буллеров. Агрессоры выбирают жертвами тех людей, которые не в состоянии ответить на обиду. Нужно тренироваться изменяться внешне и быть внутренне готовым к отпору. Получится не с первого раза, но результат будет.

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться

Часто буллерами становятся дети, которые подвергаются в семье насилию, переживают эмоциональные стрессы в прошлом. Причиной может стать тоска, одиночество, обида. Нужно в доверительном тоне поговорить, попытаться выяснить, не обвиняя в агрессии.

Бывает завышенная самооценка у ребёнка, который осознаёт свои действия, ему хочется всеобщего подчинения. С такими труднее, обычно они свою модель поведения берут с экрана телевизора, из интернета. По их мнению, это поможет им добиться всего в жизни. В любом случае нужно разговаривать с ребёнком, даже не один раз.

Следует обратить внимание на окружение ребенка. Возможно, к буллингу привело общение с более взрослыми ребятами, которые проявляют сарказм, подначивают к агрессивным действиям.

Опытный семейный психолог может оказать неоценимую услугу, ведь часто именно со стороны виднее все проблемы. Специалист быстрее разберётся в причинах детской агрессии и поможет найти выход.

Буллинг — серьезная проблема современных школ. Стараться предотвратить школьную травлю должны все участники учебно-воспитательного процесса, в первую очередь — учителя. Родители должны быть чуткими по отношению к своему ребенку, чтобы заподозрить неладное. В благополучных семьях, где между детьми и родителями налажены теплые и доверительные отношения, с меньшей вероятностью вырастет буллер или его жертва.

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Программы борьбы с буллингом

Метаанализ исследований продемонстрировал, что в тех странах, где распространены программы предотвращения травли (США, Великобритания, страны Скандинавии), показатели буллинга на 20% ниже, чем в остальных.

Первая мощная программа против травли — Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) — была реализована в 1983–1985 годах. Она развивается и сейчас. В нее входит набор стратегий для работы на нескольких уровнях: школы, класса, отдельных учеников. В OBPP четко артикулируется неприемлемость травли со стороны взрослых и меры по защите потенциальных жертв. Другая всемирно известная программа против травли (KiVa) была разработана в Финляндии и сейчас используется во многих странах мира.

Впрочем, существование таких инициатив не всегда гарантирует долгосрочный эффект.

Кто участвует в травле?

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или наоборот изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Еще по теме  Дворцовая площадь в Санкт Петербурге Описание адрес как добраться интересные факты

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.

Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).

Улучшение школьного климата

Стратегия действий на уровне школ предполагает два момента. Это принятие четких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми.

Правила поведения могут быть закреплены в школьном уставе. Желательно, чтобы в его разработке участвовали дети. «Кодекс» поведения должен быть непреложным. Важно, чтобы несоблюдение правил — инициирование буллинга — влекло за собой известные последствия.

Согласно исследованиям, в коллективах, в которых осуждалась агрессия, ее проявлений действительно становилось меньше. Издевательства просто не воспринимались как способ решения проблем, и обидчики не могли навязать свой стиль общения всем.

Не менее важно выстроить конструктивные отношения между педагогами и детьми.

Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации.

Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.

Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.

Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью. Детей, которые долго подвергаются нападкам и молчат об этом, значимо больше, чем тех, кто, сообщив о буллинге, смог вырваться из этого круга. Нужно много работать с ребятами, подвергшимися виктимизации.

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Помощь жертвам травли

Одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом.

Решая, стоит ли обратиться к учителю, ребенок оценивает возможные негативные последствия этого. В исследовании о британских школьниках выяснилось, что подростки избегают обращаться к педагогу прежде всего по трем причинам: неодобрение одноклассников (75,5%), переживание собственной слабости (64,2%) и желание самостоятельного решить проблему (58,8%). То есть поиск помощи может ассоциироваться со снижением статуса и потерей самоуважения.

Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы: подросток будет переживать травму в одиночестве. Риски виктимизации выше у тех ребят, у кого не сложились хорошие отношения с родителями и учителями.

Как бороться с буллингом в школе?

Теперь хочется обратиться к детям:

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт — снять с ребенка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

  1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
  2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
  3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
  4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
  5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
  6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.
Еще по теме  Достопримечательности Туниса - фото с названиями и описанием

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Поддержка друзей

Педагогам имеет смысл разделить агрессоров и жертв в пространстве класса, чтобы они меньше встречались лицом к лицу. Но этого мало. Надо помочь детям, ощущающим свою беззащитность, найти подходящий круг общения: переживание чувства принадлежности крайне важно. «Деятельность по поиску подходящего круга общения — непростой процесс, в котором педагогу хорошо бы объединиться с коллегами по школе и с родителями ребенка», — отмечает Мария Новикова.

Можно вовлечь ребенка в такую деятельность, которая поможет ему увериться в собственной значимости, — например, в кружки по интересам. Вариантов может быть много, они могут оказаться частично и вне школы. «Сейчас активно развивается сфера волонтерства, в которой могут принимать участие и школьники, — говорит эксперт.

Круг друзей — неплохая защита. Поддержка со стороны сверстников снижает агрессию в адрес учеников с высокими рисками виктимизации.

Воспитание булли

Эксперты назвали главные векторы работы с агрессором.

Во-первых, до него нужно донести всю серьезность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств.

Во-вторых, агрессору нужно вернуть ответственность за сделанное и дать возможность исправить ситуацию. Что именно ребенок-булли может сделать, решается в диалоге со взрослым — учителем или школьным психологом. «Если речь идет о физической порче вещей, может стоять вопрос компенсации испорченного», — поясняет Мария Новикова. Если травля выражалась в слухах и сплетнях, то нужно их официально опровергнуть и извиниться перед жертвой.

«Важно помнить, что у взрослого ни в коем случае нет задачи унизить агрессора, сделать ему так же больно, как он делал жертве. Это, как мы уже говорили, приведет только к большей агрессии в будущем», — подчеркивает исследовательница.

В-третьих, у многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Их надо использовать во благо: они могут организовывать школьные события, помогать с учебой тем, кто в этом нуждается. «Им также стоит побольше иметь дело с теми, кто старше: им легче будет держать себя в рамках», — добавляет Новикова.

В-четвертых, в рамках профилактической работы важно доносить до детей разницу между доминированием и лидерством. Не понимая ее, активные ученики могут «перегибать палку» и причинять другим боль.

И, наконец, иногда причиной буллинга бывает банальная скука. Когда учебный процесс предполагает активную вовлеченность учеников и им интересно, то сил и времени на то, чтобы обидеть «ближнего своего по классу», остается гораздо меньше, заключает Мария Новикова.IQ

Артур Реан

, профессор, руководитель Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

Мария Новикова

, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

Участники процесса

Все участники процесса буллинга в школе имеют свои особенности, которые проявляются в их поведении.

Жертва

Исследователи выявили, что на роль жертвы часто определяется ребёнок неуверенный в себе, с чувственным, тревожным характером. У него много подозрительности, обидчивости, он склонен к плаксивости, озлобленности. В отношении себя такой ученик самокритичен, нападки и обиды считает заслуженными. Его низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет достойно ответить агрессорам.

Буллинг в школе - что это такое и как с ним бороться

В группе риска находятся дети импульсивные, неуклюжие. У них часто бывают внешние особенности, например, большое родимое пятно или хроническое патологии. Они могут быть психологически незрелые для своего возраста, иметь плохую успеваемость. В среднем звене значение приобретают материальные возможности семьи.

Агрессор

Буллеры агрессивно настроены ко всем. Они самоутверждаются за счёт насилия, легко нарушают правила, действуют быстро, потому что не раздумывают, раздражительные и неуравновешенные.

Основные черты агрессоров:

  • любят быть в центре внимания;
  • физически сильные;
  • хотят быть лидером в классе, компании;
  • имеют высокий уровень притязаний;
  • имеют слабый самоконтроль;
  • не признают компромиссов;
  • не умеют жалеть и сочувствовать.

Все проблемы буллеры-агрессоры привыкли решать с помощью насилия, другого выхода они не видят.

Наблюдатели

Это самая большая группа участников буллинга. Почти все они испытывают жалость к жертве, но только половина из них хотели помочь, так как сами боялись стать жертвой агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, делают «как все», кто-то хочет заслужить поощрение лидера класса.

Характерные особенности этой категории детей:

  • не самостоятельные, легко поддаются внешнему влиянию;
  • не умеют ставить себя на место другого, не задумываются о последствиях;
  • родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
  • озлоблены;
  • не уверены в себе;
  • имеют трусливый характер.

Агрессивная жестокость проявляется в группе. Один ребёнок не будет поступать так же.

Ответственность за буллинг

Ситуация с буллингом в школах выходит на новый уровень и требует решения на законодательном уровне. В разных странах ищут свои пути решения этой проблемы.

Россия

Агрессивная травля в школе — распространённое явление. В обществе часто возникают предложения о введении ответственности за подобное поведение. Мешает этому возраст. По законодательству РФ уголовная ответственность наступает с 16 лет, а при совершении тяжких преступлений — с 14 лет. Психологическое давление не входит в эту категорию.

Ранее была статья «Оскорбление», теперь её нет. Осталась статья «Клевета». Если удастся доказать распространение ложных сведений, то наказание понесёт администрация школы или родители (законные представители) виновника.

Если ребёнка ударили на территории школы, нужно в травмпункте зафиксировать побои. Следует написать заявление в отделение внутренних дел для привлечения к уголовной ответственности или в гражданский суд для получения компенсации. На взрослых наложат административное наказание, несовершеннолетнего поставят на учёт, школу ждёт проверка.

Украина

В 2018 году Верховная рада зарегистрировала законопроект о внесении изменений в законы Украины относительно противодействия буллингу. В частности было дано понятие этого явления, определена ответственность за агрессивное поведение.

Предлагается родителей малолетних и несовершеннолетних агрессоров в возрасте от 14 до 16 лет привлекать к административной ответственности и штрафу. Если педагоги, руководители или администрация образовательного учреждения будут скрывать факт травли, то тоже будут привлекаться к денежному взысканию.

В 2019 году уже имели место первые случаи, когда к ответственности за буллинг в школе в Украине привлекались родители буллеров и учителя, скрывающие факт школьной травли. Виновников ждал штраф.

Беларусь

С 2016 года в республике работает закон, который защищает несовершеннолетних от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. МИД вместе с Министерством образования разработали алгоритм, который позволяет учителям сообщать об агрессии над детьми со стороны их родителей или представителей. Специальных законов о буллинге в стране нет. Ответственность предусматривается по статьям о нанесении телесных повреждений, оскорблении, хулиганстве.

Оцените статью
Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.