Великая Китайская стена: интересные факты, история, строительство

Места

Великая Китайская стена: интересные факты

1) На китайском 長城 (Chángchéng) означает «Длинная стена в 10000 ли» — четко и по делу 🙂

2) Длина Великой Китайской стены впечатляет: последние официальные данные говорят о 21196 км. Представить только — это же половина длины экватора! Раньше считалось, что ее протяженность всего 8852 км, но в 2007 году китайские ученые перемеряли все фрагменты стены со всеми ответвлениями, включая те, от которых остался лишь фундамент, и так определили ее реальные размеры. Кто знает, может они найдут новые фрагменты где-то в джунглях, и окажется, что стена еще длиннее.

https://www.youtube.com/watch?v=Of76KPbjGdw

Ширина Великой Китайской стены всего 5-8 м, высота 6-10 метров. Эх, не рассчитали они, какие толпы потомков будут ходить по этой стене, узковато сделали 🙂

3) Великую Китайскую стену строили 18 веков. Начали еще в 3 веке до нашей эры и достраивали-перестраивали вплоть до 13 века нашей эры. До наших дней дошли более поздние участки, которые были сделаны из кирпичей и камня во времена династии Мин, а не из земли и тростника, как первые постройки. К концу 20 века стена совсем пришла в упадок, но в 1984 году Дэн Сяопин решил, что стену нужно восстановить, и они провели реконструкцию.

4) При укладке каменных блоков стены применялась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести. Китайцы без риса — это нонсенс 🙂

5) В 1987 году Великая Китайская стена была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Причины строительства Великой Китайской стены

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Великая Китайская стена: интересные факты, история, строительство

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней.

Еще по теме  Башня Белен в Лиссабоне Описание фото время для посещений

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Участки Великой Китайской стены, открытые для посещения

Самые доступные для посещения участки Великой Китайской стены находятся в городах

Бадалин — это самый популярный участок Великой Китайской стены, т.к. он отлично отреставрирован и находится ближе всего к Пекину (ниже я напишу, как добраться). В пиковые дни сюда приезжают — о ужас! — до 70 тысяч человек в день. Кроме того, именно сюда возят всяких VIP-персон. Поэтому в Бадалин лучше ехать в межсезонье в будний день как можно раньше утром, чтобы избежать толп.

Великая Китайская стена: интересные факты, история, строительство

Мы ездили в начале марта рано утром в будний день — толпы были только между подъемниками, и то проходимые.

Но в это время года деревья еще не зазеленели, поэтому фото получились не яркие 🙁

Вживую это все выглядит грандиозно, когда видишь бесконечные участки Стены, уходящие по разным хребтам за горизонт.

Этот участок Великой Китайской стены полностью отреставрирован, но при этом он не такой посещаемый, как Бадалин. Многие считают, что здесь интереснее архитектура и красивее горы, чем в Бадалине, но мы не успели туда съездить. Будем в Китае в следующий раз, сравним.

Этот участок не реставрировался, так что здесь можно увидеть оригинальные постройки, но здесь уже опаснее ходить.

Это конец Великой Китайской стены со стороны моря, он хорошо сохранился. Этот участок состоит из нескольких достопримечательностей:

  • Laolongtou (Голова старого дракона) — здесь стена упирается в море,
  • Первый перевал под небесами,
  • храм Meng Jiang Nu,
  • гора Jiaoshan,
  • Гора долголетия (Longevity Mountain)
  • озеро Yansai.

Это западная оконечность Великой китайской стены в провинции Ганьсу, он был воротами на великом Шелковом пути. Здесь есть хорошо сохранившийся участок стены, плюс дворец в традиционном китайском стиле.

Размеры Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Еще по теме  Что посетить в Новосибирске за один день с детьми летом, зимой. Интересные места, развлечения

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Предположения, что одну из главных достопримечательностей Китая должно быть видно с Луны, излагались еще несколько веков назад. Но ни один астронавт в докладах о полетах не сделал сообщения, что он ее разглядел невооруженным глазом. Считается, что глаз человека с такого расстояния способен различить объекты, диаметр которых более 10 км, а никак не 5-9 м.

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам.

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов.

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.

Великая Китайская стена в Китае

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги.

Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Еще по теме  Крым Достопримечательности на машине Маршрут на карте фото с описанием интересные места развлечения

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Медведи в Бадалине

В блогах что только не пишут: и автобус в Бадалин больше по автобану не едет и останавливается в каждом селе, и про страшные электрички, и что помогалы-зазывалы рассказывают, что автобус больше не ходит… На самом деле все довольно просто и ненапряжно.

Едем на метро до станции Jishuitang (темно-синяя кольцевая ветка Line 2), и идем на выход В2 (там прямо написано «Great Wall»), и дальше по указателям на «Great Wall» и автобус 877. Проходите все остановки других автобусов по длинному туннелю, и выходите на дорогу, там на первом же пешеходном переходе резко направо (почти назад), и потом перейти через трассу по пешеходному переходу.

Автобус 877 отправляется по заполнению, мы один отпустили и на следующем уехали. Из Пекина с 6/6:30 до 12/12:30, обратно с 12 до 17.30 (время может немного варьироваться в высокий/низкий сезон). Платить можно той же карточкой, что и метро (клацнуть ею на входе и выходе), или наличкой. Проезд стоит всего 6 юаней (меньше 1$). Автобус едет чуть больше часа, в основном по автобану. От него идти минут 10 до касс по указателям.

Длинная стена в Китае

Когда мы завершили прогулку по стене, в конце нас ждал вольер с шикарными медведями 🙂

Цены на билеты

Билет стоит 40/35 юаней в высокий/низкий сезон. Можно подняться и спуститься на cable car или sliding car по 40 юаней в одну сторону. Между этими двумя подъемниками самые страшные толпы, но это отличный вариант для тех, кто физически не может шастать вверх-вниз по стене.

На входе есть выбор пойти на южную или северную часть. На южной меньше людей, но на северной можно сделать круг и выйти обратно к остановке через вольер со смешными мохнатыми мишками. Мы ходили по северной части.

Что взять с собой на Великую Китайскую стену

1) Удобную обувь на нескользкой плоской подошве, например, кроссовки или треккинговые босоножки. Местами кирпичи отполированы до блеска, поручни тоже, а уклон оочень бодрящий. Кое-где мы просто съезжали по перилам, как в школьные годы 🙂

Это самое начало: все полого и легко, и даже не скользко.

А вот здесь чуть ли не на четвереньках залазят. А потом еле слазят.

2) И там постоянные подъемы и спуски. У кого проблемы с коленями — обязательно возьмите наколенники или эластичный бинт.

Это часть северной секции уже после подъемников, где намного меньше людей, и уклоны покруче.

3) Теплые вещи: в горах может быть холоднее и ветренее, чем в Пекине, особенно холодно было утром.

4) Воду и еду: на месте все дорого и непонятного качества, и оно продается в основном на входе и выходе, а не на самой стене. Много воды не пейте, потому что с туалетами там напряг. Сами местные тоже предпочитают носить свою еду и воду.

5) Защиту от солнца (особенно летом): кепка, крем, очки.

Оцените статью
Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.