История Троице Сергиевой Лавры кратко, Сергей Радонежский

Новости

Троице-Сергиева лавра — основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию,  и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами  – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу,  в результате которой  Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси  единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен,  превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше,  чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь  и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя  строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

История Троице Сергиевой Лавры кратко, Сергей Радонежский

Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был  «ужасный и великий» Иван Грозный и Петр Первый и многие другие. Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда Петр Великий во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.

В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться,  многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Подробная история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

Троицкий собор

История Троице Сергиевой Лавры кратко, Сергей Радонежский

Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить —  это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия. До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению. Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.

Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами  храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

Внешний вид храма скромен и лаконичен,  а все его богатство — росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным. Специально для него была создана знаменитая рублевская «Святая троица», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи и хранящаяся в Третьяковской галерее.

Еще по теме  Остров Бохоль, Филиппины — подробная информация с фото

Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся  она была уничтожена. Основная святыня храма  —  рака с мощами Преподобного Сергия.

Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духана апостолов, можно увидеть в направлении  на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией.

Успенский собор

Успенский Собор — одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет. Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры,  превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы. Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества — аркатурно-колончатый пояс.

Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек.  Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов. На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым. Основная святыня собора —  первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.

Западнее Успенского собора — усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня. 

Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и  каменная резьба. 

На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая  часовня выглядит очень легкой и нарядной.

Это церковное сооружение с палатами сооружено  во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря).  Об этом нам  напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.

Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

Трапезная церковь

Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского». 

Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке. 

Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре. 

В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма — это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.

Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители. Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места. Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название — Михеевская.

Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы.

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Колокольня

В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой. 

Она выше колокольни Ивана Великого, что стоит в Московском Кремле. Ранее эта колокольня имела более 40 колоколов, среди которых выделялся «Царь-колокол» — он был самым тяжелым из действующих колоколов (67 тонн). Его голос слышали даже в Мытищах. После революции «Царь-колокол», в числе многих других, был уничтожен большевиками.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возрождение страны

Южная грань обелиска посвящена эпохе основателя монастыря. Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322—1392) избегал почестей и больших должностей, он даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского Алексия. Но поразительным образом именно преподобный Сергий, проводивший жизнь в молитве и общении с учениками, сыграл ключевую роль в истории своего времени.

Еще по теме  Таиланд. Достопримечательности - описание, фото.

В середине XIV века Русь терзали непрекращающиеся междоусобные войны. Князья выводили полки друг против друга, а иногда собственные руки обагряли кровью таких же, как они сами, князей Рюрикова рода. Народ пребывал во тьме духовной. Ордынские набеги обрушивались на древние города, главные культурные центры Руси. Не хватало ни книг, ни грамотных людей. Даже искусных ремесленников оставалось ничтожно мало. Оскудела и монашеская традиция…

Ко времени возмужания Сергия Орда правила Русью около ста лет. Она то усиливалась, то ослабевала. Порой русским князьям удавалось наносить ордынским отрядам поражения, порой русские города восставали и гнет ордынский несколько ослабевал. Но для решающего столкновения время пока не наступило: Руси не хватало сил.

В то время монастырь преподобного Сергия едва ли не полностью помещался там, где сегодня расположена его центральная площадь. Небольшая деревянная церковь, скромные монашеские кельи, несколько хозяйственных построек — вот, пожалуй, и все… Вокруг же стояли глухие радонежские леса, в которых не было ни души, а условия жизни были столь тяжелы, что старший брат преподобного Сергия, Стефан, не выдержал испытаний и ушел жить в московскую Богоявленскую обитель.

В монастыре при преподобном Сергии не принимали пожертвований — на жизнь монахи зарабатывали только своим трудом, а сам настоятель ежедневно ходил за два километра с ведрами, дабы с утра принести воды своим братьям-монахам. Не брезговал он, когда требовалось, и тяжелой плотницкой работой, хотя был сыном знатного человека — ростовского боярина.

Преподобный считал, что монаху, а тем более священнику, не подобает быть безграмотным неучем. В его скромном монастыре средства шли в первую очередь на приобретение книг. Здесь также покровительствовали иконописцам.

Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всей страны. За советом приходили и князья, которых преподобный Сергий стремился отвратить от междоусобных войн. Ради установления мира он даже отказывался на время от своего уединения в лесной чащобе. С миротворческими миссиями он посещал Нижний Новгород (1365) и Рязань (1385), как миротворец же участвовал в княжеском съезде в Переславле-Залесском (1374).

Святой Сергий учил людей в первую очередь любви и прощению. Он и сам подавал пример смирения в самых сложных ситуациях. Например, когда среди монахов началась борьба за право первенства, он тайно покинул обитель, дабы не быть источником раздражения и интриг. Братии пришлось потратить немало сил, чтобы вернуть игумена обратно…

Однако все это не означало абсолютного непротивления злу всегда и во всем.

В то время московскому князю Дмитрию Ивановичу предстояло сделать непростой выбор: вновь покориться ханам, ожидая еще более незавидной участи для Русской земли, либо рискнуть и дать им отпор. За советом князь Дмитрий поехал к преподобному Сергию, и тот не стал отговаривать правителя от сражения. Напротив, благословил князя и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Князь победил большое ордынское войско на реке Воже в 1378 году. Однако главное столкновение назрело к 1380 году.

Дмитрий Иванович перешел Дон и дал бой ордынцам на Куликовом поле. Победа в ней стала первым шагом к освобождению русских земель, а сам князь получил прозвище Димитрия Донского…

Об этом эпизоде из жизни преподобного Сергия знают сегодня многие. Гораздо менее известен и осмыслен другой его вклад в будущее страны: после кончины Сергия его ученики разошлись по всей Руси, проникли далеко на Север, который тогда еще был слабо заселен. Создавая новые монастыри, они возрождали ослабевшую было традицию русского монашества.

70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей, основанных ими. Многие земли на севере были освоены в первую очередь монахами, выходцами из Троице-Сергиевой обители.

Современное состояние. Храмы

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

История Троице Сергиевой Лавры кратко, Сергей Радонежский

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Великий реформатор и великий монастырь

Последняя сторона обелиска посвящена эпохе Петра Великого, еще одному поворотному моменту в истории. А ведь если бы не Троице-Сергиева Лавра, то ни петровских реформ, ни Санкт-Петербурга, ни русского флота могло бы не быть. Ведь именно здесь, в Лавре, будущий император в юные годы дважды находил убежище, спасаясь от восставших стрельцов.

Стоит отметить, что царь-реформатор никогда не забывал о том, что сделал для него монастырь преподобного Сергия. При Петре в Лавре было возведено сразу несколько важных строений, определивших сегодняшний облик обители. Это трапезный храм, на втором этаже которого расположилась просторная монастырская библиотека, надвратная церковь и здание царского дворца, где ныне расположена Московская духовная академия.

Архитектурный стиль того времени уникален: русское или, как его еще называли, нарышкинское барокко — своего рода переходный этап между старой московской Русью и новой империей с ее державным петербургским блеском. Именно барочный стиль того времени придал Лавре ее запоминающийся внешний облик.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV—XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

После обелиска

Но, конечно же, на эпохе митрополита Платона история Лавры не закончилась. Если бы памятный обелиск устанавливали не в конце восемнадцатого века, а сегодня, граней для него потребовалось бы больше.

Так, к примеру, еще одна важная страница летописи — это время революции, с которым связана почти детективная судьба мощей преподобного Сергия Радонежского, голова которого была похищена… из самых наилучших побуждений.

К 1917 году монастырь был крупнейшим духовным центром страны: вокруг него вырос огромный город, рядом появилась железная дорога. От пустынного захолустья не осталось и следа. В самой обители было около четырех сотен монахов, а еще студенты семинарии, паломники, работники-миряне… Вся жизнь выросшего вокруг монастыря Сергиева Посада зависела от обители. Однако грозные перемены были уже на пороге…

В 1918 году монастырь превратили в трудовую артель, а в 1919-м и вовсе закрыли. Именно тогда среди работников созданной при нем Комиссии по охране памятников истории и старины созрел заговор. Узнав, что власти планируют вскрыть мощи преподобного Сергия, а затем, скорее всего, уничтожить их, несколько человек из комиссии отважились похитить голову святого и сохранить ее до лучших времен.

Еще по теме  Покровский Собор в Москве Храм Василия Блаженного на Красной площади Фото внутри храма кем построен история

Известный ученый и священник Павел Флоренский, а также член комиссии и видный реставратор Юрий Олсуфьев вошли в храм под видом сотрудников музея и смогли отделить от тела, а затем вынести голову преподобного Сергия.

После этого на протяжении многих лет святыня сохранялась заговорщиками, переходя от одного из них к другому. Она была возвращена в монастырь лишь после войны, когда обитель вновь передали Церкви.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
    • с юга – трехэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
  •  В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Академия

Отдельная страница в истории Лавры — московские духовные школы, один из крупнейших центров подготовки православного духовенства, расположенный в лаврских стенах.

В послевоенное время отношения между Церковью и советской властью во многом изменились. В 1943 году Сталин, стремясь заручиться поддержкой верующих, пошел на ряд послаблений: впервые с 1920-х годов было разрешено избрать патриарха, власти вернули некоторые храмы и даже разрешили выпускать одно-единственное церковное издание — «Журнал Московской Патриархии». Но что еще более важно: Сталин позволил возобновить легальную подготовку священников, восстановить семинарии.

До этого любое собрание с целью просто изучать Библию являлось незаконным и каралось по всей строгости того времени. Теперь же Церковь получила возможность подготовить новое поколение священников, в котором она так нуждалась после репрессий и многолетнего насаждения ненависти к духовенству.

Уже в 1949 году в Троице-Сергиевой Лавре вновь начали работу Московская духовная семинария и академия. Кроме того, в обители начала возрождаться и монашеская жизнь. За три года до этого здесь состоялась первая за 26 лет Литургия.

Для советской власти Троице-Сергиева Лавра стала «образцово-показательным» монастырем: сюда привозили иностранные делегации, стремясь показать им якобы существующую в Советском Союзе свободу вероисповедания.

Поэтому даже в годы особенно жестоких хрущевских гонений на Церковь, получивших в церковной среде прозвание «черная оттепель», монастырь не был закрыт. А это, в свою очередь, помогло сохранить и укрепить в нем монашескую традицию.

В результате история времен преподобного Сергия повторилась вновь. Когда в конце 1980-х началось возрождение церковной жизни, именно из братии Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Лавра вновь стала той точкой, из которой пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру ежедневно приезжают тысячи паломников. В монастыре действует 11 храмов, а Литургия служится в общей сложности пять раз в день.

Троицкий храм — не самый крупный в архитектурном ансамбле Лавры, но именно сюда спешит большинство приехавших в монастырь. Все время, пока храм открыт для посещения людей, поток идущих в него не прекращается: паломники спешат поклониться мощам основателя обители, преподобного Сергия.

И все время, пока тянется нескончаемая очередь, у раки с мощами не прекращается молитва-акафист основателю обители: монахи читают его, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Схема Лавры

История Троице Сергиевой Лавры кратко, Сергей Радонежский

Картинка кликабельна, кликните, чтобы рассмотреть подробнее

Как добраться

  1. Электричкой

История Троице Сергиевой Лавры кратко, Сергей Радонежский

С Ярославского вокзала Москвы (метро «Комсомольская») до станции «Сергиев Посад». Время пути — около полутора часов. Расписание электричек до станции «Сергиев Посад».

  1. Автобусом

От метро «ВДНХ» автобус №388 до Сергиева Посада. Отправляется каждые 10-15 минут, время в пути без пробок — около часа. Расписание автобуса №388 до Сергиева Посада.

  1. Машиной

Из Москвы по Ярославскому шоссе до поворота на Сергиев Посад (съезд с левой полосы по указателю). Маршрут на карте.

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

8 (496) 540-53-34

Фото Владимира Ештокина

Рисунок Юлии Кузенковой

Троице-Сергиева Лавра в Советское время

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV — XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

Оцените статью
Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.